Топовая баня
Назад

Можно ли гадать во время месячных

Опубликовано: 25.07.2020
0
0

Можно ли с месячными ходить в церковь?

Известно, что ежемесячное изменение в теле женщины напрямую связано с кроветворением, а точнее – с появлением и удалением лишней крови. Кровь – любимая приманка почти всех негативных сущностей тонкого мира. Девушка, женщина, решившая гадать в месячные, становится открыта всем этим сущностям, ведь она проходит процедуру подсоединения к иному миру во время гадания.

Так происходит во время любых магических действий. Будет ли это гадание на кофейной гуще или расклад на картах, во время ритуала открывается потусторонний портал. И если делать это, когда в наличии менструация, количество сущностей, заинтересовавшихся дверью, увеличится от минимального до бесконечного.

Существа, зовущиеся нечистыми, устремляются к источнику любимой энергии, и та, что гадает в такой момент, рискует получить сильный душевный и физический удар. Признаками будут служить резкая усталость, истощение, помутнение сознания, недомогание, дурной сон.

Примечательно, что церковь принимает двойную позицию в этом вопросе. С одной стороны, считается, что женщине не положено входить в Храм божий в нечистые дни. С другой, знаменитые святые утверждали, что, наоборот, избегая посещения церкви в дни менструации, женщина бездумно отдает себя во власть нечистого. Ибо наиболее беззащитна перед ним в этот период.

Таким образом, если цель ворожбы не злая – просто разложить Таро или узнать ответ на что-то, есть опасность стать донором для невидимых энергетических вампиров. Если замыслы неоднозначные, например, сильный приворот, то вопрос, можно ли гадать во время месячных, становится риторическим. Именно в эти моменты наиболее нехорошие обряды лучше всего удаются.

От редакции: Статья инокини Вассы (Лариной) вызвала бурную дискуссию в англоязычном интернете – множество обсуждений, ссылок,  развернутые ответные публикации. Портал «Православие и мир» перевел основные тексты дискуссии на русский язык.

Перевод с английского Юлии Зубковой специально для «Православие и мир«. Редакция портала благодарит инокиню Вассу за большую помощь в работе над русским текстом.

можно ли с месячными ходить в церковь

Инокиня Васса (Ларина)

Когда я поступила в женский монастырь Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во Франции, меня ознакомили с ограничениями, которые накладываются на сестру во время менструации.  Хотя ей было позволено ходить в церковь и молиться, не разрешалось ни причащаться, ни прикладываться к иконам или прикасаться к антидору, ни помогать печь просфоры или раздавать их, ни помогать при уборке храма, ни даже возжигать лампаду или светильник, висящий  перед иконой в своей собственной келии – это последнее правило мне объяснили, когда я заметила незажженную лампаду в иконном углу другой сестры.

Сегодня в Русской Православной Церкви существуют  различные правила в отношении «ритуальной не/чистоты», которые варьируются от прихода к приходу, и чаще всего это зависит от местного священника. Популярная «Настольная книга» Сергия Булгакова исходит из того, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации как приходить в храм, так и причащаться.

[1] В России, однако, женщинам в основном разрешается приходить в храм во время менструации, но нельзя принимать Причастие, целовать иконы, мощи, крест, прикасаться к просфоре и антидору, или же пить святую воду. [2] На приходах за пределами России, насколько мне известно, женщины обычно только воздерживаются от причащения.

Статью, написанную Его Святейшеством Патриархом Сербским Павлом, которая называется «Может ли женщина всегда приходить в храм?» [3], часто приводят, как пример умеренного мнения, которое позволяет женщине с менструацией участвовать во всем, кроме  причастия, и которое как будто выступает против понятия «ритуальной нечистоты».

Однако патриарх Павел отстаивает другое традиционное ограничение, запрещающее женщине входить в храм и участвовать в любых Таинствах в течение сорока дней после того, как она родила ребенка. [4] Этот запрет, также основанный на понятии «ритуальной не/чистоты», соблюдается в известных мне приходах Русской Православной Церкви Заграницей, как в Германии, так и в США.

Сегодня, в свете «феминистического» богословия [6] и традиционалистской реакции на него [7], существует искушение подойти к вопросу «ритуальной не/чистоты» в политическом или социальном ключе. Действительно, довольно унизительные повседневные импликации упомянутых ограничений могут до известной степени напрягать женщин, привыкших к социо-политической культуре Запада.

Таким образом, отставив интересы равноправия, я хотела бы привлечь ваше внимание к богословскому и антропологическому содержанию понятия «ритуальной не/чистоты». Ибо наша церковная жизнь не сводится, в конечном итоге, к следованию определенным правилам, чтению определенных молитв и положенным земным поклонам или даже к смирению как таковому.

Дело в богословском и антропологическом значении всего этого. Совершая эти вещи, мы исповедуем определенный смысл, определенную истину нашей веры. Поэтому сегодня я задам вопрос: в чем смысл отказа от Причастия во время менструации? Что это говорит о женском теле? В чем смысл запрета входить в храм после рождения младенца?

Рассмотрим библейские, канонические и литургические источники, чтобы попытаться дать ответы на эти вопросы.[9]

Отношение ранней Церкви к Ветхому Завету было непростым и не может быть подробно изложено в рамках данной работы. Ни иудаизм, ни христианство не обладали четкой отдельно сформировавшейся идентичностью в первые века:  они разделяли общий подход к некоторым вещам.[21] Церковь ясно признавала Ветхий Завет боговдохновенным Писанием, в то же время отдаляясь со времен Апостольского Собора (Деяния 15) от предписаний Моисеева Закона.

Хотя апостольские мужи, первое поколение церковных писателей после апостолов, едва ли касались Моисеева Закона относительно «ритуальной нечистоты», эти ограничения широко обсуждаются несколько позже, с середины 2-го века. К тому времени становится ясным, что «буква» Моисеева Закона стала чужда христианской мысли, так как христианские писатели пытаются дать ей символическую интерпретацию.

«Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что упоминается в Законе»[24]. В подобном же духе, Климент Александрийский пишет, что супругам более не нужно омываться после полового акта, что предписывает Моисеев Закон, «потому что», утверждает Св.Климент, «Господь очистил верных через крещение для всех брачных отношений».[25]

И все же кажущееся открытое отношение Климента к сексуальным отношениям в этом отрывке не типично для авторов того времени [26], и даже для самого Климента.[27] Для этих авторов было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности.

Причин тому было множество. В эпоху, когда учение Церкви еще не кристаллизовалось в определенную догматическую систему, множество идей, философий и откровенных ересей витало в богословском воздухе, некоторые из которых попадали в работы ранних христианских писателей. Пионеры христианского богословия, такие как Тертуллиан, Климент, Ориген, Дионисий Александрийский и другие высокообразованные мужи того времени, частично находились под влиянием дохристианских религиозных и философских систем, которые доминировали в классическом образовании их времени.

это было не только «осквернение», если результатом его не было деторождение, оно было грехом даже в браке. Заметьте в этом контексте, что Христос упоминает половые отношения только один раз в Евангелии: «… и двое станут одной плотью» (Матфей 19:5), без упоминания деторождения. [32] Тертуллиан, который  принял  ультра-аскетическую ересь монтанизма в более поздние годы, пошел дальше, чем многие другие, и даже считал молитву после полового акта невозможной.

Предлагаем ознакомиться  Проекты бань из бруса (115 фото): чертежи дома с террасой из профилированного и клееного бруса || Баня из двойного бруса с крытой террасой план

[33] Знаменитый Ориген печально известным образом подвергся влиянию современной эклектики среднего платонизма, с его характерным пренебрежением ко всему физическому, и материальному миру вообще. Его аскетическая и этическая доктрины, будучи изначально библейскими, также встречаются в стоицизме, платонизме, и в меньшей степени в аристотелианизме.

Почему запрещены физические нагрузки

Во время занятий спортом происходит прилив крови к органам малого таза, что для девушки во время критических дней может закончиться кровотечением. Поэтому следует воздержаться от бега и спортивных игр. Можно ли во время месячных поднимать тяжести? Ответ категорически отрицательный. Даже танцы могут спровоцировать проблемы со здоровьем.

Если спортсменки не могут игнорировать тренировки, то они прибегают к приему противозачаточных таблеток. Важно понимать, что такая мера – крайняя необходимость, и прием препаратов, так же как и занятия спортом необходимо согласовать с врачом.

Некоторые считают, что нельзя делать при месячных даже утреннюю зарядку. Это неверно. Легкие упражнения полезны для здоровья в эти дни. Рекомендуется прибегнуть к определенным позам из йоги.

Можно ли с месячными ходить в церковь?

Самые ранние библейские свидетельства о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации мы находим в Ветхом Завете, Левит 15:19-33. Согласно Левиту, не только менструирующая женщина была нечистой — любой человек, коснувшийся ее, также становился нечистым (Левит 15:24), приобретая некоторого рода нечистоту через прикосновение.

Евреи были далеко не единственными в древнем мире, кто вводил такие предписания. Языческие культы также включали запреты, связанные с заботой о “ритуальной чистоте”: считалось, что менструация оскверняет и делает языческих жриц неспособными осуществлять свои культовые обязанности в храмах [10], священнослужителям следовало избегать менструирующих женщин любой ценой под страхом осквернения [11], считалось, что рождение ребенка также оскверняет.

Тем не менее, евреи были особым случаем. Кроме своего исключительного гнушения кровью (Левит 15: 1-18), [13] древние евреи придерживались верования в опасность женского кровотечения, которое  постепенно утверждалось, и еще более укрепилось в позднем иудаизме: Мишна, Тосефта и Талмуд еще более подробны по этому поводу, чем Библия. [15]

На самой заре Нового Завета Cама Пресвятая Дева Мария подчиняется требованиям «ритуальной чистоты». Согласно Протоевангелию Иакова, апокрифическому тексту 2-го века, который послужил источником нескольких церковных Богородичных праздников, Пресвятая Дева живет в храме в возрасте от двух до двенадцати лет, когда она была обручена Иосифу и отправлена жить в его дом «чтобы она не осквернила святилище Господа»(VIII,2) [16].

Когда Иисус Христос начал проповедовать, в деревнях Иудеи прозвучала совершенно новая весть, поставившая под сомнение глубоко укоренившиеся положения благочестия  — как фарисейского, так и древнего мира в целом. Он провозгласил, что только злые намерения, которые исходят из сердца, оскверняют нас (Марк 7:15).

Наш Спаситель таким образом поместил категории «чистоты» и «нечистоты» исключительно в области совести [17]– сфере свободной воли по отношению к греху и добродетели, освободив верных от древнего страха осквернения от неконтролируемых явлений материального мира. Сам Он без колебаний беседует с самарянкой, а это также считалось евреями в некоторой степени оскверняющим.

[18] Более того, Господь не упрекает крoвоточивую женщину за то, что она коснулась Его одежд в надежде быть исцеленной: Он исцеляет ее и хвалит ее веру (Матфея, 2:20-22). Почему Христос открывает женщину толпе? Св. Иоанн Златоуст отвечает, что Господь «открывает ее веру всем, чтобы и другие не боялись подражать ей».[19]

Подобным образом апостол Павел оставляет традиционный иудейский подход к ветхозаветным правилам относительно «чистоты» и «нечистоты», допуская их только из соображений христианского милосердия (Рим 14). Общеизвестно, что Павел предпочитает слово «святой» (άγιος) слову «чистый» [20], чтобы выразить близость к Богу, таким образом избегая ветхозаветных предрассудков (Рим 1:7; Кор 6:1, 7:14; 2 Кор 1:1 и т.п.)

Было решено дать патриаршее благословение изменить тексты малого Требника касательно брака и его святости, молитв о женщинах, которые родили и входят в храм в первый раз, и тексты заупокойных служб.[71]

Теологам следует… написать простое и адекватное объяснение службы воцерковления и адаптировать язык самого обряда так, чтобы он отражал богословие Церкви. Это будет полезным для мужчин и женщин, которым следует дать истинное объяснение службы: что она существует как акт приношения и благословения рождения ребенка, и что его следует совершать как только мать готова возобновить нормальную деятельность вне дома…

Мы просим Церковь уверять женщин, что их всегда привествуют приходить и  принимать Святое Причастие за любой литургией, когда они духовно и обрядово готовы, независимо от времени месяца. [72]

…представления о том, что женщины  в менструальный период не могут принимать Святое Причастие или целовать крест и иконы, либо печь хлеб для Евхаристии, или даже заходить в притвор церкви, не говоря уже об алтарной зоне, это представления и практики, которые являются нравственно и догматически несостоятельными с точки зрения строгого Православного христианства… Святитель Иоанн Златоуст осуждал тех, кто пропагандировал такое отношение, как недостойных христианской веры. Он называл их суеверными и приверженцами мифов. [73]

Такие заявления могут вызвать смущение, т.к. они очевидно пренебрегают определенными каноническими правилами, прежде всего 2-м правилом Дионисия Александрийского. Но такое смущение чаще всего основано на неверном предположении, что церковная “правда” как бы связана и в то же время гарантируется неким неизменным, неприкосновенным, и навсегда для нее обязательным кодексом канонов.

Можно ли гадать во время месячных

Если это было бы так – если истинное благосостояние церковного организма зависело от исполнения канонов, то этот организм бы рассыпался много веков назад. Ибо значительное количество канонов из Книги Правил (из официального канонического кодекса Православной Церкви) не соблюдается уже веками. Церковь предоставляет Своим пастырям значительную степень свободы по отношению к каноническому законодательству, так что в конечном итоге церковная иерархия решает, соответственно божественной “икономии” (домостроительству), как и когда применять каноны – или не применять. Иными словами, Церковь управляет канонами – не каноны Церковью.

Укажем всего лишь на некоторые из канонических правил, которые сегодня не исполняются. Правила 15 Лаодикийского Собора (ок. 363/364 гг.) и 14 Седьмого Вселенского Собора (787 г.) запрещают непосвященным в чтецы и певцы читать или петь в храме. Но у нас практически на каждом приходе поют и читают непосвященные – и мужчины, и женщины, и дети.

Правила 22 и 23 того же Лаодикийского Собора запрещают чтецам, певцам, и прислужникам носить орарь, который дается только дьяконам, которые носят его на плече, да иподьяконам, которые его носят крестообразно на обоих плечах. Тем не менее, сегодня на архиерейских богослужениях Русской Православной Церкви можно часто заметить непосвященных прислужников, носящих крестообразно орари подобно иподьяконам.

Правило 2-е Константинопольского Собора, бывшего в храме Святой Софии в 879 г., гласит, что епископ не может быть монахом. Точнее, это правило заявляет о несовместимости монашеских обетов с епископским саном. Сегодняшняя практика нашей Церкви явно противоречит принципу, который утверждается этим каноном.

Правило 69 Трулльского Собора (691/2 гг.) запрещает всем мирянам – кроме императора – заходить в алтарь. Замечу, что я никогда не видела, чтобы женщины нарушали это каноническое правило. Но мужчины и мальчики достаточно свободно заходят в алтарь во всех русских православных храмах, в которых я бывала.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли беременным ходить в баню на ранних или поздних сроках: стоит ли ходить в хамам, правила посещения турецкой бани, сауны и парилки

Чем мешают врачу критические дни

Средняя длительность цикла и правда составляет около 28 дней. Но это именно средний показатель, а не норма, потому что норма намного шире: от 21 до 35 дней.

Можно ли гадать во время месячных

Чтобы посчитать длительность цикла, начать измерения надо в первый день менструации, а закончить в первый день следующей менструации. Если цикл регулярный (то есть месячные приходят через равный промежуток времени плюс-минус семь дней) — это и есть ваша норма.

А вот если у вас есть кровянистые выделения в середине цикла, если месячные приходят, когда им вздумается, если не пришли вообще — надо идти к врачу. Это симптомы самых разных состояний, которые нельзя диагностировать в домашних условиях.

Кроме того, что женщина будет чувствовать себя неловко на осмотре в кабинете специалиста при критических днях, процедура вызовет еще и физический дискомфорт. Следовательно, ходить к гинекологу необходимо после окончания менструальных выделений по 2 причинам.

Дискомфорт для женщины

  • Во время критических дней матка отличается чрезвычайной чувствительностью. Инструментальный осмотр может повредить слизистую ее поверхности.
  • Менструация сопровождается болевыми ощущениями. Те же манипуляции специалиста при осмотре причинят женщине дополнительную боль.
  • Шейка матки в период критических дней приоткрывается, для очищения от остатков эндометрия и освобождения от крови. Этим увеличивается риск проникновения инфекции в матку.

Уже этих доводов достаточно для того, чтобы женщина отложила поход на период после окончания критических дней. Кроме этого, ходить на осмотр к гинекологу необходимо после завершения менструации еще по нескольким причинам.

Дискомфорт для специалиста

  • Во время осмотра врач должен осмотреть половые органы, оценить их состояние. Наличие менструальных выделений не дают этого сделать полноценно. Особенно, если месячные в самом разгаре.
  • Гинекологу при месячных невозможно оценить консистенцию, цвет, запах выделений, что присутствуют в большей части цикла. Кровь окрашивает все. Кроме этого, гинекологу при месячных нельзя взять мазок выделений на анализ микрофлоры влагалища, наличие инфекции. Присутствие крови будет искажать результат.
  • Гинекологу при месячных не удастся получить истинную картину состояния всего организма женщины в целом по клиническим анализам крови, мочи. В период месячных женский организм претерпевает множество изменений. Это отражается и на химическом составе крови. Результат при анализе, однозначно, будет ложным либо сомнительным. Анализ мочи проводиться, в принципе, может. Женщина должна собрать порцию мочи согласно правилам либо берут посредством катетера. Однако к последнему варианту прибегают специалисты, в крайнем случае.
  • Гинекологу при месячных невозможно точно определить положение половых органов, поскольку в этот период матка меняет свое расположение, согласно физиологическим требованиям во время месячных.

Таким образом, ходить к гинекологу при месячных просто бессмысленно, если нет на то острой необходимости.  Специалисты рекомендуют это делать на 4-5 день после окончания менструальных выделений.

Секс является серьезной физической нагрузкой, поэтому противопоказан в дни менструаций. К тому же, риск заразиться инфекцией в критические дни увеличивается в разы. Есть женщины, которые практикуют половую близость во время месячных, объясняя это тем, что болезненный период проходит быстрее из-за более частого сокращения матки.

Читайте о том можно ли забеременеть в первый день месячных в статье по ссылке.

Особенности гигиены

на приеме у гинеколога

Соблюдение личной гигиены в период регул очень важно, но необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не посещать жаркую баню, сауну. От приема горячей ванны также следует воздержаться. Повышенная температура, характерная для парилки спровоцирует расширение сосудов и резкие скачки артериального давления в сторону повышения, что опасно последствием в виде обильного кровотечения. Оптимальный вариант – принятие теплого душа.
  2. Отказаться от купания в открытых водоемах и общественных бассейнах. Такая предосторожность защитит женщину от занесения во влагалище и шейку матки опасной инфекции, от которой не сможет защитить даже тампон.
  3. Чередовать использование тампонов с прокладками. Несмотря на удобство тампонов, в случае неправильного использования, они могут быть опасными для здоровья женщины. Необходимо придерживаться правил их применения: менять их не реже, чем через каждые 3-4 часа (или ранее – по мере наполнения), руки должны быть тщательно вымыты с мылом, чтобы не допустить попадания инфекции во влагалище.
  4. Не стоит пренебрегать прокладками – при их использовании выделения свободно выходят, омывая стенки влагалища. Все средства гигиены должны быть высокого качества, не содержать синтетики и ароматических примесей.

Вредные привычки

Злоупотребление алкогольными напитками приводит к тому, что расширяются сосуды и повышается АД. Из-за увеличения прилива крови выделения будут намного обильнее, в результате чего возрастает риск кровотечения.

Курение во время месячных чревато следующими последствиями:

  1. Обострение симптомов менструации. Помимо болей внизу живота, сопровождаемых обильными выделениями, от никотина возникает мигрень, повышается артериальное давление, появляются болевые ощущения в молочных железах.
  2. Сбой менструального цикла. Такое последствие повышает вероятность бесплодия или рождения малыша с патологией.
  3. Нарушения в работе щитовидной железы. К ее сбоям приводит дефицит йода, который характерен для курильщиков.

Почему нельзя бросать курить во время месячных? Экспериментальным путем ученые пришли к выводу, что бросить данную вредную привычку в дни менструации будет сложнее, чем в другие дни женского цикла. Точную причину зависимости от регул установить не вышло, но есть предположения:

  1. Эмоциональная нестабильность.
  2. Гормональные изменения.

Согласно первой теории, представительница прекрасного пола, находясь в стрессовом состоянии не в силах взять себя в руки и противостоять желанию курения. Во втором случае гормоны замедляют вывод никотина из организма.

Сирийская Дидаскалия

«Теперь подумай об этом и признай, что молитва слышится через  Святого Духа, и что Писания – слова Святого Духа и святы. Поэтому если Святой Дух внутри вас, почему вы отдаляете свою душу и не приближаетесь к делу Духа Святого?»[39]

«Вам не следует отделяться от тех, у кого месячные, ведь даже кровоточивая женщина не была укорена, когда коснулась края одежды Спасителя; она скорее была сочтена достойной получить отпущение всех своих грехов». [40]

Примечательно, что этот текст увещевает женщин с менструацией принимать причастие и подкрепляет свое увещевание примером из Святого Писания о кровоточивой женщине в Евангелии от Матфея, 9:20-22.

Опасность медицинского вмешательства

Во время менструации свертываемость крови значительно снижается, и хирургическое вмешательство в такой период приведет к серьезным последствиям. Если запланирована операция, то необходимо сообщить врачу о начале менструации, чтобы он перенес дату ее проведения.

Осуществление ультразвукового исследования и посещение гинеколога также следует отложить до окончания менструаций. При УЗИ результаты будут сильно искажены, а гинекологический осмотр проводить при месячных весьма затруднительно из-за выделений.

С осторожностью следует принимать лекарственные средства. Такие таблетки, как ацетилсалициловая и аскорбиновая кислота способствуют разжижению крови, в результате чего продлевается срок выделений и возрастает риск открытия кровотечения. К обильным выделениям приведет и употребление отваров целебных трав, так как они способствуют сокращению гладкой мускулатуры матки. В качестве обезболивающего средства следует выбрать Ибупрофен или Но-шпу.

Предлагаем ознакомиться  Как работать с огнеупорной шамотной глиной

Нельзя сдавать анализы во время менструации. Их результаты будут неточными: состав крови меняется под воздействием гормональных изменений в организме, а в мочу могут попасть сгустки крови от месячных, что приведет к неверным результатам. В итоге врач поставит ложный диагноз и назначит несоответствующее лечение. А существующее заболевание будет прогрессировать.

Гангрский Собор

«Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою». [45]

Что интересно, евстафианство было эгалитарным движением, проповедующим полное равенство полов.[46] Поощрялось таким образом, когда женщины-последовательницы  Евстафия стригли свои волосы и одевались как мужчины, чтобы избавиться от всякого подобия женственности, которая, как и все аспекты человеческой сексуальности, считалась «оскверняющей».

Заметим, что данная практика женщин-евстафианок напоминает радикальные виды современного феминизма, которые как-бы стремятся избавиться от всех отличий женского пола от мужского. Собор осуждает подобную практику в своем 13-ом правиле: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою». [47]

Отвергнув евстафианское монашество, Церковь отвергла понятие о сексуальности как об оскверняющей, защищая как святость брака, так и богосозданного явления, называемого женщиной.

Последствия диеты

Женщине во время менструации необходимо полноценное питание, позволяющее восполнить организм витаминами и полезными микроэлементами. Сам период уже является стрессовой ситуацией. Ограничения в еде приведут к дефициту полезных веществ, что чревато истощением. В критические дни необходимо употреблять овощи и фрукты, птичье мясо и рыбу, натуральные соки, компоты и морсы. Следует отказаться от острых и жирных блюд, газированных напитков, крепкого кофе и чая.

Можно ли гадать во время месячных

Таким образом, придерживаясь вышеперечисленных советов, можно обезопасить себя и не только не допустить серьезных проблем со здоровьем, но и сделать период месячных безболезненным.

Святой Григорий Великий

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь. Ведь нельзя ставить ей в вину ту излишнюю материю, которую природа извергает и то, что с ней бывает не произвольно. Ибо мы знаем, что женщина, страдающая от кровоистечения смиренно приступила сзади ко Господу, прикоснулась ко краю Его одежды, и ее недуг тотчас оставил ее.

… Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство Cвятого Причащения. Если же она не решится принять его из великого благоговения (ex veneratione magna), она достойна похвалы (laudanda est); а если примет, она не осуждается (non judicanda). Благонамеренные души видят грех даже там, где греха нет.

Ибо часто совершается безвинно то, что произошло от греха: когда мы испытываем голод, это случается без греха. В то же время то, что мы испытываем голод – вина первого человека. Менструация – не грех. На самом деле, это чисто естественный процесс. Но то обстоятельство, что природа до той степени нарушена, что она представляется запятнанной (videatur esse polluta) даже против человеческой воли – это последствие греха…

Итак, eсли женщина сама подумает над этими вещами, и решит не приступать к принятию таинства Тела и Крови Господних, она да будет хвалима за свою праведную мысль. Если же она примет [Святое Причастие], будучи объята любовью к этому таинству по обычаю своей благочестивой жизни, не следует, как мы уже сказали, ей в этом препятствовать». [61]

Заметьте, что Свт. Григорий понимает евангельское сказание о кровоточивой женщине – подобно Сирийской Дидаскалии – как аргумент против предписаний ритуальной не/чистоты.

В период раннего средневековья политика, которую ввел святитель Григорий,  перестала применяться, и женщин с месячными не допускали к причастию и зачастую учили их стоять перед входом в Церковь. [62] Эти практики были обычными на Западе еще в 17-ом столетии. [63]

«Ритуальная нечистота» в России

Что касается истории подобных обычаев в России, понятие «ритуальной нечистоты» было известно славянам-язычникам задолго до принятия ими христианства. Славяне-язычники, как и древние язычники в целом, полагали, что любое проявление сексуальности ритуально оскверняет. [64] Это поверие осталось по сути неизменным в Древней Руси после ее крещения.

Русская Церковь имела особо строгие правила относительно женской «нечистоты». В 12-ом веке в «Вопрошании Кирика» епископ Нифонт Новгородский объясняет, что если женщине случилось родить ребенка внутри церкви, церковь следовало опечатать на три дня, и затем переосвятить специальной молитвой. [65] Даже жена царя, царица, должна была рожать за пределами своего жилища, в бане или «мыльне», чтобы не осквернять обитаемое здание.

После того, как ребенок родится, никто не мог покинуть баню или войти в нее, пока не приедет священник и не прочтет очистительную молитву из Требника. Только после прочтения этой молитвы отец мог войти и увидеть ребенка. [66] Если месячные у женщины начались, когда она стояла в храме, она должна была покинуть его немедленно.

Молитвы Требника

Специальная молитва Требника Русской Православной Церкви, которая даже сегодня читается в первый день после рождения ребенка, просит у Бога «очистить мать от скверны…» и продолжает «и прости рабе твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшымся ей, и зде обретающымся всем…».[69]  Хочется спросить, почему мы просим прощения для всего дома, для матери и всехприкасавшимcяк ней?

С одной стороны мне известно, что левитские законы содержали понятие осквернения через прикосновение. Поэтому я знаю, почему ветхозаветные верующие считали грехом прикасаться к «нечистому». И я знаю, что язычники боялись истечения крови и во время родов, и во время месячных, так как верили, что это привлекает демонов.

«очисти от всякаго греха, и от всякия скверны … да неосужденно сподобится причаститися святых твоих таин …омый ея скверну телесную, и скверну душевную, во исполнении четыредесяти дней: творяй ю достойну и причащения честнаго тела и крове твоея..» [70]

Сегодня часто говорят, что женщина не ходит в церковь сорок дней после рождения ребенка из-за физической усталости. Однако, цитируемый текст говорит не о ее способности участвовать в литургической жизни, но о ее достоинстве. Рождение (не зачатие) ее ребенка, согласно этим молитвам, стало причиной ее физической и душевной «нечистоты» (скверны). Это похоже на рассуждения Дионисия Александрийского о менструации: она делает женщину не совсем чистой «и душей, и телом».

Заключение

Я напишу краткое заключение, потому что тексты говорят за себя. Внимательное рассмотрение источников и природы понятия «ритуальной нечистоты» обнаруживает достаточно смущающее, и по сути  нехристианское явление под маской православного благочестия. Независимо от того, попало ли это понятие в церковную практику под прямым влиянием иудаизма и/или язычества, оно не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии.

Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха. И все же мы сохранили практику, которая отражает ветхозаветеный страх перед материальным миром.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector